Как создать электронный учебный курс?

Приступая к фазе разработки обучающего инструмента, необходимо определить в какой форме будет реализован учебный курс. В пользу электронного формата, с последующим дистанционным обучением выступают следующие факторы:

  • территориальная удаленность участников;
  • ограничение ресурсов (в том числе временных) для проведения обучения;
  • одновременное обучение нескольких участников;
  • подробная фиксация процесса обучения, с целью последующего анализа;
  • потребность в систематизации учебных материалов;
  • автоматизация контрольных мероприятий.

Рекомендации разработчику

Технология создания электронного курса представлена широким кругом исследователей как последовательность этапов работы с информационным содержанием, инструментами разработки, механизмами администрирования и технической поддержки, а также взаимодействием с аудиторией обучающихся, аналитикой учебного процесса, оценкой и фиксацией результатов. В этом ключе непосредственная разработка курса, представляет собой лишь отдельную, хотя и без сомнения, важную составляющую процесса создания механизма дистанционного обучения.
В качестве рекомендаций разработчику электронного курса предлагают следующее:

  • определить, какого рода электронный учебный ресурс или курс создается и какова в нем роль обучающего, т. е. определить модель курса и методологию обучения;
  • работать в команде, ведь качественный электронный учебный курс, как правило, результат совместной деятельности нескольких специалистов: (эксперта, методолога, программиста, дизайнера и т.д.);
  • использовать передовые технологии, как любое направление сферы информационных технологий, электронное обучение требует регулярного мониторинга актуальных инструментов и ресурсов, высокой квалификации разработчиков;
  • смоделировать механизмы взаимодействия – обучающему важно построить различные типы взаимодействия с аудиторией и использовать оптимальные инструменты для их осуществления (электронная почта, чаты, дискуссионные форумы, группы, видеоконференции и т. д.);
  • определить и разграничить функции, обозначить цели, выделить показатели результативности и спроектировать механизмы оценки деятельности всех участников процесса электронного обучения.

Критерии качества, предъявляемые к электронным курсам, представлены в научной литературе преимущественно с позиции образовательных учреждений. Перечень дидактических критериев отбора электронных образовательных ресурсов можно найти в исследованиях А. В. Соловова, В. О. Айнштейн, О. В. Виштак, С. В. Титовой, и др. В целом их можно классифицировать на ценностные, дидактические, методические и технологические критерии.

  • ценностные критерии отражают профессиональную значимость и авторство электронного ресурса;
  • дидактические отражают его соответствие целям и задачам обучения, релевантность целевой аудитории;
  • методические критерии учитывают объем учебного материала, модульность его подачи и легкость интеграции в учебный процесс;
  • технологические критерии определяют удобство навигации, соблюдение оптимальных эргономических условий и адекватное использование средств мультимедиа.

Образование и бизнес

В отличие от курсов, создаваемых преподавателями учебных заведений, разработки корпоративных специалистов по обучению не нуждаются в обязательном соответствии требованиям государственных образовательных стандартов, и во многом определяются индивидуальностью автора-разработчика. Однако, подходы исследователей от образования, могут быть успешно перенесены в условия корпоративного обучения персонала, повышая его эффективность. В частности, модель построения электронных образовательных ресурсов, выделяющая в структуре курса: блок учебного материала, блок внутреннего контроля или самоконтроля, блок самообразования, блок внешнего контроля. Эта структура примечательна тем, что средства электронного обучения в системе образования ориентированы на самостоятельную работу студентов и должны четко определять, какие именно разделы, в какой последовательности должны быть изучены и каким образом они будут взаимосвязаны между собой. Те же принципы характерны и для внутрифирменного обучения сотрудников.

Дидактические принципы разработки электронных курсов

Следующий фактор – дидактические принципы на которые следует опираться в ходе изложении учебного материала:

  • принцип научности изложения, особенно применительно к терминологии;
  • принцип учета межпредметных связей между дисциплинами (применительно к бизнес-среде это может быть интеграция полученных знаний в трудовую функцию или бизнес-процесс);
  • принцип системности, позволяющий группировать учебный материал посредством введения гиперссылок;
  • принцип доступности, способствующий более глубокому усвоению материала;
  • принцип наглядности, повышающий мотивацию к изучению учебного материала.

Особенностью создания электронных образовательных курсов является то, что его условно можно разделить на две большие части: содержательную и технологическую составляющие. Последняя предполагает, с одной стороны, изложение курса в определенной форме, а с другой стороны, умение работать и учиться в этой оболочке. Работая в этом направлении, следует также помнить о его важности и следовать рекомендациям, направленным на совершенствование механизмов удаленной работы с учебным материалом. Таким образом, вышеуказанная бинарность дистанционного курса оказывает принципиальное влияние на его структуру, методику работы и обучения, и, в конечном итоге, на эффективность разработки в целом.