Опросник на выявление синдрома профессионального выгорания

Назначение методики: В зарубежной литературе синдром выгорания обозначают термином burn-out (англ.) – сгорание, выгорание, затухание горения. Это понятие ввел в психологию американский психиатр Герберт Фрейденбергер (Herbert J. Freudenberger) в статье «Выгорание персонала» («Staff burn-out» // Journal of Social Issues, Vol. 30, №1) в 1974 году для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений.

Синдром эмоционального выгорания, проявляющийся нарастающим эмоциональным истощением, может влечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми (вплоть до развития глубоких когнитивных искажений). Ему особенно подвержены люди, чья трудовая деятельность связана с регулярным общением с другими людьми, эмоциональными сопереживаниями, большой ответственностью (врачи, педагоги, менеджеры, продавцы и т.д.).

Исследование синдрома выгорания продолжили американские психологи Кристина Маслач (С. Maslach) и Сьюзан Джексон (S. E. Jackson), которые характеризовали его как эмоциональное опустошение. Они систематизировали описательные характеристики данного синдрома и разработали опросник для его количественной оценки в 1986 году. Согласно авторам опросника, синдром выгорания проявляется в трех группах переживаний:

Эмоциональное истощение – переживание опустошенности и бессилия;

Деперсонализация – дегуманизация отношений с другими людьми (черствость, цинизм, грубость и т.д.);

Редукция личных достижений – занижение собственных достижений, потеря смысла и желания вкладывать личные усилия на работе.

УРОВНИ СИМПТОМОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ:

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Очень высокий уровень

Эмоциональное истощение

5-16 17-25 26-34

35-54

Деперсонализация

1-4 5-10 11-13 14-30
Редукция достижений 37-48 35-28 27-22 21 и менее

Вашему вниманию представлена модификация опросника для менеджеров, предложенная российскими исследователями Еленой Станиславовной Старченковой и Натальей Евгеньевной Водопьяновой в 2005 году. Тест содержит 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности.

Инструкция: Ответьте, пожалуйста, как часто вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике.

Тест:

1.В конце рабочей недели я чувствую себя эмоционально опустошенным(ой), без ярких эмоций и чувств.
2.К концу рабочего дня я чувствую себя как “выжатый лимон”.
3.По утрам в рабочие дни у меня плохое настроение, я считаю дни и часы до выходных.
4.Результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
5.Меня раздражают мои подчиненные и коллеги, которые медлительны и некомпетентны.
6.Я чувствую себя энергичным(ой) и эмоционально воодушевленным(ой).
7.При разговоре с агрессивными или конфликтными работниками я умею договориться и избежать конфликтов.
8.Я чувствую упадок сил и апатию по отношению к моей работе.
9.Я умею внести “искру” в работу (заинтересовать) моих коллег (деловых партнеров).
10.В последнее время я стал(а) более черствым(ой) во взаимоотношениях с коллегами (подчиненными).
11.Люди, с которыми мне приходится работать, неинтересны для меня. Они скорее утомляют, чем радуют меня.
12.Я работаю с удовольствием и у меня много планов на будущее, связанных с моим профессиональным развитием. Я верю в их осуществление.
13.У меня много жизненных разочарований.
14.Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше.
15.Мне безразлично, что происходит с моими подчиненными. Я предпочитаю формальное общение с ними.
16.Мне хочется уединиться и отдохнуть от всех и вся.
17.Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.
18.Я легко общаюсь на работе со всеми (с подчиненными, коллегами, тех. персоналом).
19.Я доволен(на) моими жизненными и профессиональными успехами (достижениями)
20.Я чувствую себя на пределе возможностей.
21.Я смогу еще многого достичь в своей жизни.
22.Я проявляю к подчиненным больше внимания и заботы, чем получаю от них признательности и благодарности.